Победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике 2019 года и призёр 2017, 2018, 2020 годов. Завоевал серебро на ММО 2019, 28 баллов, и золото на ММО 2020, 36 баллов. Окончил с золотой медалью гимназию №6 «Горностай» города Новосибирска. Студент первого курса программы «Математика» факультета МКН СПбГУ.
Математикой я начал заниматься в четвёртом классе: пошёл в кружок в Новосибирске, назывался «Дио-ген». Когда немного подрос, пошёл в «Совёнок», он и сейчас существует в том же виде, что и тогда. Кружок устраивает летние школы, я ездил на все, какие мог.
В седьмом классе я узнал, что есть очень крутая летняя школа в Кирове, туда приезжаешь на три недели, усиленно ботаешь, и это равноценно тому, что ты целый год занимался в кружке. К счастью, у меня была возможность съездить на эту важную для меня школу. Нашу параллель вели преподаватели из Москвы, из Центра Педагогического Мастерства, и преподаватель из Новосибирска, Вера Александровна Катякова. Они, видимо, увидели, что во мне что-то есть, и сумели договориться, чтобы я приехал осенью на сборы для москвичей. Потом я регулярно ездил на эти сборы. Это мне сильно помогло — я приезжал в школу одним человеком, уезжал другим. С одним из преподавателей, который вел у меня занятия в Кирове, Владимиром Алексеевичем Брагиным, мы договорились заниматься индивидуально: по скайпу созванивались раза два в неделю и обсуждали задачи и теорию.
Самая первая моя олимпиада была в конце четвертого класса, обычная районная олимпиада, вся параллель её писала вместо урока математики. Помню, я все задачи решил, но в одной прочитал неправильно условие. Задача была очень простая, вроде как даны стороны прямоугольника, и надо посчитать площадь, а я посчитал периметр, или что-то в этом роде. Занял второе место, а первое заняла одна девочка.
В седьмом классе начал ездить на новосибирские олимпиады. Когда занимаешься в кружке, тебе говорят: вот есть такие олимпиады, если хочешь, участвуй. Я участвовал. Мне нравилась атмосфера: приходишь, видишь кучу знакомых лиц, часа четыре решаешь, потом гуляешь с теми, кто писал, — часов пять. Общение с единомышленниками — бесценно, это было просто очень здорово.
В 10м и 11м классе я уже не ходил в новосибирский кружок, а большинство ребят, с которыми мы общались в школе, разъехались по разным городам. Поэтому такие домашние олимпиады, когда 20 минут на маршрутке, проехал и пишешь, я уже не посещал. Участвовал только во всероссийской и в отборах на межнар. Они для меня тоже стали душевными, как домашние, потому что я всех уже знал. Столько раз за это время летал самолётом из Новосибирска в Москву, что это стало обыденностью, вот как сесть в маршрутку.
Очень благодарен своим учителям: Екатерине Анатольевне Дмитриевой, из первого моего кружка «Дио-ген», Антону Павловичу Львову — мой однофамилец — из «Совёнка», ещё Вере Александровне Катяковой, Анастасии Сергеевне Парфиненко и Владимиру Алексеевичу Брагину. Боюсь, всех не вспомню, мне всегда очень везло с учителями.
О международной олимпиаде я узнал в седьмом классе, и тогда мне казалось, что у меня ноль шансов решить такие задачи, а люди, которые туда ездили и побеждали, казались просто супер-крутыми. Потом в ЛМШ в восьмом классе дали задачу с межнара того года, первую, самую простую, и я её без проблем решил. Тогда я понял, что у меня есть шанс пройти, и я решил сделать это — во что бы то ни стало. В десятом классе я попал на международную олимпиаду, но из-за глупой ошибки получил серебро. Тогда я решил, что я должен вернуться и обязательно получить золото.
Однако, в 11-м классе попасть в команду оказалось сложнее. Может быть, потому что в 10-м я понимал, что в следующем году будет ещё одна возможность. В 10-м классе на летних сборах, когда отбирают в кандидаты, я был первым, и потом в течение года неплохо выступал, и как-то легко стал вторым в рейтинге и прошел в команду. А в начале 11-го класса я плохо написал первые два отбора и был одиннадцатым в рейтинге, довольно слабый результат. Потом ещё и заболел, не смог поехать на московские сборы перед следующим отбором. И пока они шли, а я сидел дома, внутри меня что-то поменялось. Несмотря на болезнь, я занимался больше, чем обычно, записывал решения и отправлял преподавателям, договорился с ними, и мы по скайпу обсуждали, что на сборах происходит. В итоге этот отбор я написал лучше всех (наравне с Антоном Садовничим).
Одним словом, в этом году я действительно поднапрягся и очень старался, а прошёл на грани. Был пятым в рейтинге, но слава Богу прошёл. И я не один такой, кому в десятом классе пройти было легче. Может быть дело в том, что когда ты вернулся с межнара, ты чувствуешь, что ты самый крутой, и раз уж прошёл один раз, то второй раз всё само собой получится. А те, кто могли пройти, но не прошли, они очень стараются, всё лето гораздо больше занимаются, и к отборам осенью, наверное, лучше готовы.
В прошлом году я ездил в Англию, где для меня всё было в новинку, и эмоций было гораздо больше. Они все были, в основном, положительными, но я очень на них отвлекался, эмоции мешают писать олимпиаду. В этом году я был гораздо более спокоен и, наверное, поэтому я лучше выступил. В прошлом году во второй день я старался как можно скорее решить первые две задачи и перейти к третьей, решил, оформил и не возвращался к ним. В итоге в одной не самой сложной задаче у меня всё неправильно оказалось и ноль баллов. В этом году я не допускал таких ошибок.
Зато мне очень понравилось, как мы в Англии провели время с командой и с учителями: много гуляли, ездили осматривать достопримечательности, по Лондону часов десять ходили. Ещё фильмы по ночам смотрели, после олимпиады, конечно, — перед турами старались выспаться. На закрытии олимпиады на поле для гольфа поставили огромный шатёр и аттракционы, всякие карусели как в парке, я прокатился. Играла музыка, обед был очень вкусный, все ходили и общались. У нас есть традиция, привозить российские сувениры и всем дарить на закрытии, иногда взаимно получается, мне вот в ответ подарили браслет из Индонезии. Было приятно, жаль в этом году ничего такого не было: очередная трансляция на youtube.
Нет, конечно, у нас была культурная программа. Мы ездили в Царское село, в Петергоф, в Выборг. В Гранд Макет тоже ходили, в целом прикольно, но меня удивило, что я не нашёл там ничего из Новосибирска, это они зря.
Саму олимпиаду вообще без разницы где писать, сейчас даже было комфортнее: в прошлом году очень много человек сидело в зале и под конец стало душно, а здесь мы были вшестером. Мы писали в РГПУ им. Герцена — историческое здание, внутри так красиво, повсюду картины, очень высокие потолки, выглядит как дворец. Не знаю, нормально ли писать олимпиады во дворце, но меня атмосфера устраивала.
Я решил всё, кроме последней задачи, и мне они даже не показались очень сложными. По последней задаче много думал, на неё было 2,5 часа, и я успел попробовать много идей, но все они приводили к тому, что я получал оценку хуже, чем нужно, а за это давали всего один балл. Мне не очень нравится ситуация, когда решённые задачи не вызвали особых трудностей, а в неподдавшихся остался далёк от правильных идей. Утешает то, что лучше меня только три человека в мире смогли сделать, все трое из Китая. Шестую задачу всего в мире решило шесть человек. По статистике самая сложная задача, какая была, была в 2017 году третья, её всего два человека в мире решило, один из них Михаил Иванов (–студент 4 курса программы «Математика» МКН).
Когда оканчивается тур, первое что интересно — как написали другие, выходим из комнаты и сразу обсуждаем, кто что решил и как. Тут кто-то хватается за голову, что неправильно прочитал условие, кто-то рассказывает о своём решении на сорок листов… Если какую-то задачу никто не решил, то мы идём к тренеру, спрашиваем, в чём там было дело, нам рассказывают. А потом уже все вместе идём обедать.
Волноваться можно, если ты написал текст и не знаешь, сколько от нуля до четырёх баллов за него получишь. Если решил все задачи, то не о чем волноваться. Правда мне вот пришлось. В одной задаче у меня хотели снять балл за то, что я не стал доказывать один факт, который мне показался очевидным. На межнаре такой принцип, что тебе нужно написать только идеи, и проверяющий, профессионал, он увидит твои идеи и уже сможет по ним сам довести решение. Так принято оформлять у американцев. В России принято писать от начала до конца со всеми подробностями, мы поэтому больше времени тратим на запись. И вот я не записал это доказательство, и вдруг вечером перед объявлением результатов главный наш тренер Кирилл Андреевич Сухов, большой шутник, говорит: твоё решение не работает. Я секунд пять стоял в шоке — как? где опять ошибка? Но оказалось, что речь про этот штрафной балл, и его в итоге даже не сняли, но несколько тяжёлых секунд я пережил.
Да хочу уже поскорее забыть об этом, олимпиады уже поднадоели, студенческие олимпиады как цель мне не очень интересны. Думаю, преподаватели, которые со мной работали, довольны моим результатом. Теперь сосредоточусь на учёбе, в университете нам много всего дают: задач, листочков, по программированию особенно много. Но время всё равно остаётся, с моей подготовкой первый семестр даётся легко.
Мне нравится решать интересные задачи, но одни олимпиады надоедают. Помню, как классе в девятом на сборах нам рассказали о расширениях полей, это было что-то абсолютно новое и очень меня захватило. Когда решаешь много детских задачек, мальчиков и девочек по парам разбиваешь, а потом встречаешься с настоящей наукой, пусть уже давно пройденной человечеством, но безумно красивой, — это очень вдохновляет. Благодаря таким моментам я не бросил заниматься математикой.
Я хотел бы научиться математике, чтобы потом применять её в других науках, где она нужна. Мне нравится фундаментальная наука, но мне неинтересно улучшать результаты, которые не сам придумал. Я бы вот так хотел математикой заниматься: либо я что-то новое придумываю, даже если это пока не применяется нигде вообще, либо я делаю что-то, что реально используется и кому-то помогает. Сложность в том, чтобы найти такую область. Тут надо знать не только математику, но и другие науки. Сейчас я в физике хочу получше разобраться, уже нашёл интересную книжку, буду заниматься.
– «Геометрические свойства кривых второго порядка» — в седьмом классе меня это название испугало, но не надо бояться, там не только про коники, это очень интересная книжка.
– «Геометрия в картинках» — это сборник задач в картинках, без текстовой записи. Я так делал: смотрел какое-то время на задачу, обычно перед сном, потом ложился и в голове представлял снова картинку и решал. Даже сложные задачи так получалось решать, и мне кажется, это меня очень развивало, я почти лучше всех на сборах геометрию решил. Собирался решить все задачи из книжки, пока из 1215 решил 750 — больше половины, неплохо.
– Сборники задач Санкт-Петербургских олимпиад, очень интересные там задачи, кроме того, очень хорошие понятные статьи, с удовольствием читал.
– Есть очень хорошая брошюра В.В. Прасолова «Рассказы о числах, многочленах и фигурах», там штук двадцать математических сюжетов. Буквально страниц 80, но классных вещей так много, очень полезно почитать.
– «Алгебра и теория чисел для математических школ» — сборник задач за авторством Н. Б. Алфутовой и А. В. Устинова. Содержит очень много теории, представленной в виде задач. Даже в старших классах находил там что-то новое для себя.
4. Советую обязательно заниматься спортом, это нужно, чтобы все 5 часов голова была светлая. Часто бывает, что конце олимпиады сидишь уже, как овощ, и только рефлекторное что-то можешь делать. В девятом классе я на одной олимпиаде не смог записать задачу, которую решил в последний час: у меня мысль в голове прошла к решению, я его увидел. Но был так измотан, что не хватило уже умственных сил, чтобы по шагам аккуратно эту мысль восстановить и записать.. До пятого класса я ходил на спортивные секции, а потом начал ходить в кружок. Пару лет назад понял, что чего-то не хватает, и пошёл в бассейн, начал бегать, вернулся на теннис. Вижу, что это положительно сказалось на моём состоянии в последние часы туров.
5. Ещё рекомендую много гулять, не сидеть в помещении целыми днями. Это здорово мысли освежает.
6. Перед самой олимпиадой я всегда звоню родным. Они меня каждый раз сильно поддерживали, всегда говорили: всё получится, ты все задачи решишь. Это очень вдохновляет, когда кто-то в тебя верит.